1. Как включить родителей в образовательный процесс?
Часто родители не знают, что мы делаем в детском саду. Им неизвестно что мы изучаем и какие темы проходим. В лучшем случае они видят в приемной говорящую среду, в которой отражены продукты детского творчества, по проектам или образовательному событию.

Но как сделать так, чтобы родители стали не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса?
Одна из наших участниц курса, Надежда Шаталова, предложила весьма интересную идею.

В ходе обсуждения темы "Перелетные птицы" возник вопрос о поведении кукушки, подкладывающей свои яйца в чужие гнезда. Дети дали множество забавных и ответов.
Они предположили, что кукушка может кого-то бояться, или у нее просто нет времени, а может у нее слишком много яиц.

Надежда назвала эти ответы "ответами экспертов" и оформила их на одном из яиц. Вы можете видеть это на фото. Но это еще не все. Второе яйцо осталось пустым, чтобы родители могли добавить свои идеи. Чудесное начало для проекта на тему "Почему кукушка не высиживает своих птенцов". Дети будут читать и обсуждать, что по этому поводу думают родители.

Таким образом, мы создаем возможность для родителей не только видеть, но и участвовать в образовательном процессе своих детей.
2. Проект "Ожившие картины"
Иногда, чтобы увидеть нечто особенное, нужно просто взглянуть на обыденные вещи под другим углом. Так и случилось с проектом "Ожившие картины", задуманным Машкара Юлией Владимировной из детского сада №42 в Кореновском районе.

Вдохновленная опытом Татьяны Даниловой, Юлия решила дать родителям картины, которые можно повторить, при этом оставив им свободу выбора: добавить что-то от себя или воплотить предложенную идею целиком.

Для вашего удобства подборку картин можно скачать в прикрепленном файле. Проект получил невероятную обратную связь от родителей, - делится Юлия.

Выставка оживших картин, оформленная и размещенная в холле, стала настоящим центром внимания. Опросники сделали возможным для детей выразить свое мнение и предпочтения, что добавило эмоциональной насыщенности проекту.

Важно отметить, что подобные мероприятия не ограничиваются простым выполнением задания – они превращаются в события, которые остаются в памяти участников.
3. Создание семейного альбома
Представьте такую историю: ребенок радостно показывает свой семейный альбом перед всей группой. В нем собраны фотографии, рисунки и важные моменты из жизни его семьи.

Идея этого альбома принадлежит Манане Кулиш, воспитателю МБДОУ детского сада №5 г. Славянска-на-Кубани, одной из наших участниц курса

Вот как она рассказывает об этом:
"Я проходила ваш курс по работе с родителями. Вы показали свой альбом, который сделали с сыном. А у нас как раз одна семья ездила в отпуск. Мама с таким воодушевлением об этом рассказывала. Я предложила им сделать альбом, чтобы ребенок всем рассказал, как круто летать на самолете.

В итоге дети его послушали и тоже захотели о своей семье рассказать. Тут-то и появилась идея сделать такие альбомы для всех. Родители поддержали. Это стало нашей культурной практикой под названием "Семейный альбом".

С одной стороны, такой альбом - огромная польза для детей.
Только представьте, какие удивительные истории могут рассказать дети, когда им дают возможность выразить свои мысли и чувства через такой альбом!

С другой стороны, такие инициативы, особенно в свете года семьи, приобретают особую значимость. Ведь они помогают педагогам в решении важных государственных задач по развитию внутрисемейных ценностей.
4. Читаем вместе с мамой
В группе воспитателя Инги Никоновой (МКОУ"СОШ №8"Дошкольные группы
г. Киров) прошла акция "Читаем вместе с мамой". По ее условиям мамы приходили к детям в группу во второй половине дня.

Ребята хотели, чтобы мама им почитала, и вместе выбирали книги. А после чтения обсуждали, задавали вопросы.

Думаю про эмоции детей в таком событии рассказывать не стоит. Сами всё понимаете.
5. Новогодняя акция для родителей. Игрушка из СССР
Интересный опыт МАДОУ №12 (г. Кемерово) по проведению акции для родителей "Новогодняя игрушка из Советского союза"

В канун новогодних праздников в саду начнет работу Ёлка-выставка под девизом: «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!», где будут представлены хрупкие сокровища с антресолей наших бабушек и дедушек. От первых стеклянных шаров и проволочных украшений до популярных игрушек на прищепках и олимпийского мишки, среди которых есть раритетные, сохранившиеся в единственном экземпляре.

Игрушки расскажут гостям выставки свою историю. А мальчишки и девчонки, мамы и папы, бабушки и дедушки окунутся в мир праздника и волшебства. Ведь каждый взрослый найдет здесь ту самую новогоднюю игрушку, которая украшала елку его детства.

Елка с игрушками и заполненными карточками украшает пространство детского сада. А после — Дед Мороз благодарит сладким призом (шоколадкой) семьи ребят, которые приняли участие в акции.
6. Марафон семейного чтения
23 ноября 2023 года исполнилось 115 лет со дня рождения Н. Н. Носова. Группа «Звёздочки» не могла пройти мимо такой даты! — рассказывает воспитатель детского сада «Феникс», Альфия Харисовна Магжанова.

«Мы, воспитатели, запустили марафон семейного чтения, в рамках которого ребята знакомятся с произведениями Носова в детском саду и дома, с родителями. В нашей раздевалке появилась специальная таблица, помогающая определиться, какие рассказы дети будут читать в первую очередь. За каждое прочитанное произведение ребята получают наклейки, после чего закрашивают окошки в таблице.

Дети с большим удовольствием смотрели мультфильмы «Бобик в гостях у Барбоса», «Незнайка на Луне», рисовали иллюстрации и отгадывали загадки, а интеллектуальные конкурсы чередовались с такими играми, как «Попади в шляпу», «Собери пазл», «Что лишнее?» и «Бюро находок».

В группе даже появилась выставка книг писателя! А рядом разместился «Шляпно-книжный» календарь с пиктограммами, по которому дети определяли название книги Николая Носова. Дети показали свои знания и проявили смекалку, было видно, что им очень понравилось творчество писателя.
7. Матрёшка-мама, облегчающая адаптацию
Здорово, если в период адаптации у ребенка есть что-то, что напоминает ему о доме или родителях. Игрушка для адаптации или некий предмет, оставленный мамой, является как бы своеобразным мостиком между домом и садом.

Старший воспитатель, Вера Ливенцева, и ее коллектив пошли чуть дальше и создали матрешку-маму. Матрешку-маму делают на первой встрече малыши и мамы. Или папы, бабушки - кто приходит с детьми в первый день.

Первый день - это день знакомство родителей, и детей, и воспитателей друг с другом. Родители могут заглянуть в каждый уголочек группы, поиграть в игрушки с детьми.

Воспитатели заранее создают большую матрешку с кармашком или кармашками.
Там живут матрешки-мамы. На встречу мамы могут сразу принести свои фото или забрать матрешку домой и там уже приклеить их. Кто-то каждый день приносит потом свою маму-матрешку, кто-то оставляет и берет тогда, когда ребёнку это надо.

Живут матрёшки в группе долго - столько, сколько потребуется. Например, в одной группе они так и остались до подготовительной группы.
8. Активность для семьи в преддверии Дня народного единства
Рассказываю на примере, который пригодится вам в преддверии дня Народного единства. Итак, вы можете отправить в родительский чат картинку, которую вы видите на этой публикации, и такое сообщение.

Уважаемые родители, праздничные выходные продлятся с 4 по 6 ноября. Ребят будем ждать 7 ноября. А если вы хотите провести выходные с пользой, то предлагаем вам посмотреть мультфильм про Миру и Гошу, серия «Другой мальчик» (длительность 6 минут)
ССЫЛКА НА М/Ф

Вот какие вопросы можно обсудить с детьми:
Если бы ты был на месте Миры, то как бы ты поступил?
Если незнакомые дети обзывают тебя, что ты чувствуешь?
Как думаешь, почему дети ругают и обзывают друг друга?
Среди твоих знакомых есть дети других национальностей? С кем из них ты дружишь и что вас объединяет?
Как ты думаешь, что сложнее: злиться или радоваться? Почему?

Вашими наблюдениями и выводами делитесь тут, нам будет очень приятно»

Таким образом вы убиваете сразу несколько зайцев:
- включаете родителей в образовательную активность. Да еще и тематическую, посвященную патриотизму и предстоящему празднику.
- решаете образовательные задачи в сфере нравственного воспитания детей.
- даете семье реально интересную, полезную и не сложную практику.

Кстати, после выходных, во время утреннего круга вы можете обсудить с ребятами то, что они обсуждали дома.

Не забудьте прикрепить к тексту картинку с этого поста. Мы специально ее сделали для вас. Чтобы она привлекала внимание родителей и смотрелась эстетично.
9. Как интересно отметить день отца в д/с?
Опытом и идеями делится Смецкая Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 98» г. Курска.

"Ко Дню Отца хотелось придумать для ребят что-нибудь оригинальное. И не просто придумать, а подвести их к тому, чтобы они сами придумали, рассказали и сделали. Поэтому накануне, во время утреннего круга я спросила у воспитанников: «Что для вас значит папа? За что вы любите своего папочку?»

И тут понеслось:
Мы с папой катаемся на лодке / Мы ходим на рыбалку / Мой папа водит меня на любимые тренировки / А мой папа строит дом для всей семьи и т. д.

Многие хотели высказаться. Тогда я предложила ребятам подготовить рассказ о своих папах с фото и видео из семейного архива. Конечно, без маминой помощи не обойтись, поэтому в родительский чат отправила вот такой текст

«Дорогие мамы, для того чтобы разговор о папах был интересным и запоминающимся для детей, МНЕ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ. Прошу вас, вместе с детьми, подготовить несколько фото или коротенькое видео по одному из направлений:

1. С ПАПОЙ НА РАБОТУ
Ребёнок проводит немного времени на работе с отцом и после этого расскажет кем работает папа, что интересного узнал о его профессии, поделится своими эмоциями.

2. ЗАРЯДКА С ПАПОЙ
Снимите видео как ребёнок вместе с папой делает утреннюю зарядку и подготовьте несколько предложений об эмоциях.

3. ПАПА МОЖЕТ!
У каждого ребенка папа — супергерой. И у каждого свои суперспособности. Ребёнок может прокомментировать фото или видео, на которых запечатлены главные сверхспособности отца.

4. ДЕЛО С ПАПОЙ
Ребёнок и папа, что-то изготавливают вместе. Например, собирают кормушку для птиц, делают вместе детский стульчик, самодельные игрушки, проводят опыты в домашних условиях.

5. ПАПИНА РОДОСЛОВНАЯ
Ребёнок немного рассказывает о своем прадедушке по папиной линии, дедушке, папе и, конечно же, о себе.

Я понимаю, что все заняты, и на это нет времени, а порой и сил, но гордость и радость за своего ПАПУ дорогого стоит, верно?»

Темы для подготовки, я позаимствовала на странице Уполномоченным по правам ребёнка в Курской области. В 2022 г. совместно с Советом отцов они запускали флешмоб в соц. сетях по этим направлениям.

Многие мамы откликнулись, прислали фото и видео. На само занятие некоторые ребята принесли ещё и журналы, в которых есть статьи об их папах (некоторые папы оказались знаменитыми). Один мальчик даже принёс папину амуницию спортсмена-гонщика.

Занятие прошло на ура! Фото и видео демонстрировала на экране телевизора и ноутбуке. Все хотели выступить.

Настя рассказала о том, как интересно с папой ходить на рыбалку - на одной из них она даже поймала карася. Даня с гордостью рассказал о том, как он был у папы на работе в воинской части, сидел в кабинете за его столом, рассматривал военную технику и даже держал в руках настоящий автомат. Лина объяснила, что она для папы принцесса, а папа для неё настоящий король, который выполняет все её желания. Игорёк с мамой записали настоящий видеорепортаж, о прадедушке, дедушке и папе. Оказалось, что дедушка и папа — строители, а прадед — герой Великой Отечественной войны.

И, конечно же, звездой был Леонид, потому что амуницию спортсмена-гонщика хотели примерить все, даже девочки. Желающих выступить было много, разговор продолжили на прогулке, а на следующий день подготовились и те, кто проигнорировал накануне.

На вечернем круге друзей, когда мы с ребятами делились эмоциями прошедшего дня, почти все ребята сказали, что им понравилось утреннее занятие. Сделали вывод, что папа очень важен в жизни каждого человека. И с ним даже можно делать то, на что мама ни за что не согласится.

Для меня, как педагога, было важным, что дети учатся выступать перед коллективом, формулировать и излагать свои мысли. У них пополняется словарный запас, расширяется кругозор и повышается самооценка. Теперь вот думаю повторить подобное занятие на День мамы.
10. Кукла для мягкой адаптации
Для мягкой адаптации деток мы вместе с родителями проводим творческую гостиную по созданию куклы, которая будет помогать малышу переживать разлуку с мамой и папой – делится старший воспитатель школы 1504 (г. Москва) Вера Ливенцева.

Необходимо подготовить 3 небольших прямоугольных отрезов ткани (например, 30 Х 30 см, 20 Х 30 см и 10 Х 30 см), веревку (нитки), фломастеры.

Из самого большого отреза мы сделаем голову нашей куклы, свернув ткань в трубочку. Прикрепим пучок ниток на середину перпендикулярно трубочке (это будут волосы), получится форма крестика. Затем сложим получившуюся трубочку пополам и подвяжем ниткой. Расправим и разгладим получившееся личико и волосы.

Из самой узкой ткани, свернув её трубочкой, сделаем руки. Свяжем под головой эту трубочку. На концах перетянем ниточкой, отделив ладошки.

Из последнего куска ткани сделаем тело нашей куклы. Может, это будет платье или сарафан, а может, перетянув ниточками, вы оформите штаны для куклы.

Фломастерами вместе с малышом нарисуйте глазки, носик, ротик, щечки или веснушки.

Придумайте имя вашей кукле.

Такое совместное создание игрушки малыш будет часто вспоминать, а кукла, которую сделала мама, поможет ему справиться со всеми трудными минутами адаптации к саду.
11. Игра "Я узнаю о твоей семье по фото"
Ковид дал нам четкое понимание того, что онлайн-взаимодействие с родителями избежать не получится. Как правило, педагоги ограничиваются объявлениями и фотоотчетами в WhatsApp. Но что, если мы пойдем чуть дальше и начнем использовать онлайн для вовлечения родителей в жизнь д/с?

Я придумала несколько онлайн-практик для сотрудничества семьей, которые точно не оставят равнодушными детей и родителей:

  • онлайн-флешмоб "Моя любимая книга"
  • марафон "Вопрос дня ребенку"
  • онлайн-отзыв родителей о празднике через арт-практику
  • видеорубрика «Узнай своего ребенка» и др.

Воспитатель показывает пример фотографии, на которой расположены вещи или предметы, характеризующие членов этой семьи (можно сделать фото своей семьи). Соответственно, предлагает родителям сделать подобные фотографии о своей семье. Каждая семье в итоге присылает одно фото о своей семье, а также разгадывает фотографии других семей.

Какой образовательный потенциал этой игры или для чего все это?

Семья объединяется для того, чтобы принять коллегиальное решение: обсуждает как представить каждого, как и какие предметы расположить так, чтобы другие поняли особенность нашей семьи.

Это интересно. Любая игра это про веселье и свободу. Это создает позитивный контекст и атмосферу в группе.

При отгадывании мы узнаем чуть больше друг о друге. Например, папы Миши и Кати увлекаются рыбалкой. А у Коли и Вани есть младшая сестра. Оказывается, семьи бывают разные, например, не у всех есть папа, а с кем-то живет бабушка.

Вы можете ограничиться обсуждением фотографий в чате. А можете распечатать их и разместить в приемной. В этом случае рядом с каждой фотографией я бы оставила лист, в который можно вписать свои догадки и комментарии.
12. Фото дня
  • Выберите фотографию. Можете сделать ее постановочной или подловить забавный момент.
  • Попросите родителей придумать название.
  • Устройте голосование с ребятами за лучший вариант названия.
  • Результатами можно поделиться в чате с родителями. Либо устроить выставку из подобных фото в конце года.
Эту идею воплотила Манана Кулиш, участница курса. Ее отзыв – лучшее подтверждение, насколько эффективны идеи, которые мы предлагаем.

"Все интересные идеи с курса я сразу воплощала в жизнь. Родители теперь заходят и смотрят, что же интересного появилось. Еще мы создали свой родительский клуб. И "Книгу впечатлений", куда родители записывают свои мысли, отзывы. Сделали "Полянку Доброты" своими руками. Этот курс дал нам очень много. Спасибо большое за идеи и хорошую подачу информации!"
13. Игра "Сказка от мамы"
В преддверии замечательного праздника - День Мамы, в группе "Жемчужинки " зародилась уникальная идея. Воспитатель Татьяна Сергеевна, предложила мамам принять участие в необычной игре.

Мамы записывают аудиосказки, которые воспитатель и ребята слушают в группе. После прослушивания, дети пытаются угадать, чья же мама читала эту сказку. Каждая сказка сопровождается картинкой, а если ребята уверены, что угадали свою маму, они прикрепляют фото своей мамы к этой картинке.

В день празднования и чаепития вместе с мамами, волнующий вопрос - угадали ли дети своих мам, был раскрыт! Это стало настоящим сюрпризом и радостью для всех!

А самое интересное - в группе осталась целая картотека сказок от мамы. Какое замечательное наследие! Каждый ребенок смог почувствовать себя частью большой и дружной семьи, где каждая мама - это неповторимый уникальный сказочник.
14. Упражнение "Номер от машины"
Когда я была на Летней школе для победителей конкурса Выготского, то нам предлагали такое интересное упражнение. Показывали фотографию номерного знака машины и просили представить, что буквы в нем это аббревиатура. Тематика для аббревиатур может быть любая:
- воспитание
- педагогика
- дети
- родительство
- ФОП и ФГОС и т.д.
Мне кажется, это идею можно взять для работы с педагогами (например на тематических пед. советах) или с родителями для разогрева на встречах и собраниях.

Кстати, если будете использовать с родителями, предлагаю заранее собрать с них буквы их номеров машин - думаю, так будет веселее и интереснее ???? Потом делите их на команды и пусть каждая из них выбирает номер.

Итак, как бы вы расшифровали буквы этого знака????????
А 086 ВМ
Тематика: родительство и воспитание, дети
Я начну:
Ассоциация Выученных Матерей
Активное Ведение Материнства
15. Как организовать познавательное мероприятие для детей и их родителей?
Воспитатель Надежда предложила отличную идею в рамках недели "животные" – посетить зоопарк вместе с детьми и пригласить родителей.

Прежде чем отправиться в зоопарк, Надежда провела беседу с детьми.
Она узнала, были ли они ранее в подобных местах, какие животные вызывают у них особый интерес, и что они уже знают о них. Провела опрос среди родителей, хотели бы они принять в этом участие. И желающих набралось довольно много.

Участие родителей в самом мероприятии – это не просто сопровождение, а активное вовлечение в образовательный процесс.
Вместе с детьми они искали выбранных животных, собирали данные по схеме и делали фотографии. Чтобы потом дети могли поделиться полученными знаниями, с другими детьми в группе.

Такие инициативы помогают не только провести время интересно, но и создать прочные связи между детьми, родителями и педагогами, а также обогатить образовательный опыт детей через живой практический опыт.